Народу подавай — трамвай!

Народу подавай — трамвай!

 10 ноября 2004 г.

Так ли плох трамвай, как о нём говорят?

К написанию этого материала меня подтолкнул один курьезный случай в общественном транспорте. С трудом втиснувшись в автобус № 12, я услышала капризно-раздраженный возглас: «Девушка, что у вас в сумке? Куда вы с такой огромной лезете?» (Кстати, сумка моя весьма скромных размеров, с обычным журналистским набором: блокнот, диктофон, ручка.) Попутчица – этакая «дамочка с претензиями» – взирала на меня подозрительно и даже с оттенком ненависти. «Ну, не взрывчатка же!» – огрызнулась в ответ, о чем тут же пожалела. Гомонящие пассажиры примолкли и насторожились… Пытаясь исправить положение, оправдываюсь: «Я журналистка, а в сумке то, что необходимо по работе» – для убедительности, как бы невзначай, тут же слегка распахиваю куртку – показать, что пояса шахида на мне не имеется. «А, журналистка, – чему-то запоздало обрадовался гражданин пенсионного возраста, комфортно расположившийся на сидении и нежно обнимающий рюкзак. – Ты, чем шутки шутить, лучше о транспорте напиши. Кому вот трамвай помешал? Если бы у Лисина был завод по производству трамваев – небось они ходили бы по каждой улице и через каждую минуту. А сейчас вот: ни уехать – ни приехать… И вообще, меня вчера в автобусе обокрали… Ты не улыбайся, а напиши про трамвай-то! Недовольны люди, что уничтожают его…»

А что? И впрямь напишу я о липецком трамвае – «старичок» заслужил, чтобы его помянули добрым словом. Но для этого придется вернуться в Липецк почти шестидесятилетней давности…

Официальной датой рождения липецкого трамвая считается 7 ноября 1947 года – именно в этот день побежал по рельсам первый состав из двух вагонов… Но началось все, естественно, намного раньше. В 1944 году Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление о благоустройстве Липецка. Этим документом предусматривалось расширение водопроводной сети, проектирование канализации и строительство трамвайной сети.

«В апреле 1945 года появилось сообщение ТАСС: Москва. Дортранспроект разработал проект сооружения трамвайной линии в Липецке…»
21 июля 1945 года Исполком Липецкого горсовета депутатов трудящихся принял решение «Об организации при Липецком Горкомхозе – Управления по строительству трамвая и о рассмотрении штата этого Управления». В этом документе, в частности, говорится о том, что к строительству трамвая в городе приступили, но организации, которая возглавила бы это начинание, – в Липецке нет. А посему необходимо возбудить ходатайство перед СНК РСФСР об организации при Липецком Горкомхозе Управления по строительству трамвая…

В том же – 1945 году к строительству трамвая был приставлен Добровский леспромхоз, который обеспечивал стройку шпалами. Для их вывозки привлекали рабочую силу и транспорт городских предприятий. Причем был тщательнейшим образом составлен список: сколько и в какой срок выделяется людей, а так же тракторов, автомашин и лошадей с повозками…

Однако интенсивная прокладка путей началась в основном в 1946 году и сыграла немаловажную роль в дальнейшем развитии тракторного завода. Да и первый трамвайный маршрут пролегал от проходной тракторного до спиртзавода…

О том, как строился липецкий трамвай, мне рассказал Иван Антонович Чунихин, работавший в 1946 – 49 годах первым секретарем Липецкого горкома комсомола и принимавший непосредственное и деятельное участие в этом строительстве.

Оказывается, в те годы пассажирского транспорта в Липецке не было никакого: ни автобуса, ни трамвая, не говоря уж о троллейбусе. Да и сам провинциальный городок середины 40-х прошлого века весьма отличался от нынешнего: узенькие улочки, лишенные какого-либо дорожного покрытия, равно как и освещения, одноэтажные дома с печным отоплением – естественно, без водопровода и канализации… А на левом берегу реки располагались важные промышленные объекты: Новолипецкий завод, тракторный, ферросплавный, силикатный заводы, трест «Липецкстрой», спиртзавод… Пешком-то туда не находишься на такие расстояния.
«Чтобы попасть на левый берег по делам – приходилось действовать прямо-таки шпионскими способами, – вспоминает Иван Чунихин. – Я добирался до старого здания кинотеатра „Октябрь“ и ждал, когда появится какая-нибудь грузовая машина. Дальше – дело техники: на ходу быстро зацепиться рукой за борт и запрыгнуть в кузов. А там – сидеть тихо как мышь, чтобы водитель не услышал! Хорошо, если грузовик направлялся до тракторного, а то приходилось на ходу так же аккуратно „сходить“ и ждать очередной попутки. Вот так и путешествовал».

В общем, трамвай городу был необходим как воздух. Но, по воспоминаниям Ивана Чунихина, народное хозяйство страны, в том числе и Липецка, после войны было сильно подорвано (хотя наш город и не был в оккупации). «Никакого финансирования, никаких средств – откуда, кто их даст? – продолжил разговор Иван Антонович. – И каким же образом осуществить в жизнь проект строительства трамвая? Все очень просто – методом народной стройки. В частности, перед городским комитетом комсомола была поставлена задача – ежедневно, по 1200 – 1300 человек – молодежи, комсомольцев выводить на стройку. Причем безвозмездно! И желающих находилось – хоть отбавляй. Парни и девчата прямо горели – надо, значит, надо! Готовность и патриотизм у людей тогда были необыкновенные!» Помимо комсомольцев на стройке трудилась немалая часть и других горожан. Горком партии обратился с призывом к липчанам, и они не заставили себя долго ждать. Массовые субботники и воскресники проходили под лозунгом: «Все на трассу» (По некоторым источникам в них участвовало до 27 тысяч человек.)

При современной технике вся работа была бы выполнена в течение нескольких недель, но тогда строительство трамвайной линии затянулось на долгое время. Ведь все делалось практически вручную! Лопаты да тележки – подручные средства тех лет… А основные – рабочие руки.

9 октября 1947 года исполком Липецкого горсовета депутатов трудящихся принял решение «Об утверждении устава Управления Липецкого городского трамвая».

Черным по белому в этом документе написано: «…утвердить прилагаемый нормальный устав Липецкого городского трамвая в соответствии с приказом Наркомхоза РСФСР…»
Да, да, именно так и написано – нормальный устав! Мне удалось ознакомиться с этим историческим документом. И вот, что удивительно, возникло ощущение, что документ сей – наших времен. Несметное количество пунктов и параграфов – прямо-таки эталон бюрократического законодательства.

Но вернемся к самому трамваю. Старожилы рассказывают, что первый трамвай был составлен из двух старых вагончиков с литыми узорными решетками вместо дверей. А возил их, пока не были натянуты провода, трофейный мотовоз, восстановленный сборщиками ЛТЗ… Трамвайный путь тогда состоял из одной колеи, и для того чтобы как-то разминуться в пути, на остановках существовали разъезды. Тогда же, в 1947 году, было приобретено 14 трамвайных вагонов, доставленных в Липецк из Саратова и три из Воронежа, но все они нуждались в капитальном ремонте и были распределены для этих целей между крупнейшими промышленными предприятиями города.

— В день пуска мы с младшей сестрой полдня катались – трамвай в диковинку был, – вспоминает Александр Истомин, заведующий организационным отделом Липецкого обкома ГМПР. – Уже позже мы с друзьями, возвращаясь из школы, обязательно ждали трамвай, хотя ехать до дома было всего одну остановку! В трамвай набивались битком – едет вагон, весь облепленный пацанвой! Проезд тогда стоил 5 копеек, моя мама – рабочая на спиртзаводе получала 250 рублей – это для сравнения цен. Катались и «зайцами» – всякое бывало, но и кондукторы к нам относились благосклонно – мы же дети войны… Самые первые трамваи были коричневого цвета, и звонок у них был очень громкий. Кстати, тогда всех кондукторов и вожатых знали в лицо, знали, кто в депо работает… И к самим трамвайчикам отношение у людей было ласковое, называли их «аннушками» и «букашками»…

Постепенно трамвайные маршруты надежно связали различные части города. И вот в XXI веке «старичка» решили отправить на покой. За что, чем он так провинился? Трамвайные линии развивают и заново отстраивают во многих крупных городах Европы, Америки и Азии. Недавно трамвайное движение вновь открылось в Париже и Лондоне. Возродился трамвай в Афинах – аккурат перед Олимпийскими играми. Будапешт и Вена как кровеносными сосудами пронизаны трамвайными маршрутами. В Вене, например, трамваи курсируют возле самого австрийского парламента (тогда как около Липецкой мэрии от трамвайчика благополучно избавились). Кстати, в Вене история трамвая началась с пуска конки в 1865 году, а электрический трамвай начал свою службу на венских улицах 28 января 1897 года и продолжает ее уже больше века!

В Европе и США, впрочем, как и в России, трамвай бурно развивался с конца XIX века. Но в 1930-х начался автомобильный бум – к 1960-м от трамваев отказалось более чем 90% американских городов. Население пересело в личные авто, и ему это понравилось. Поначалу. Но вскоре «пробки», загазованность, уровень шума – сделали свое дело… С 1980-го американцы ежегодно выделяют сотни миллионов долларов на восстановление некогда разрушенного трамвая. Если же учесть, что США во многом для России пример… Так стоило ли уничтожать?

Один из героев бессмертного романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» говаривал: «Трамвай построить – это не ешака купить». Действительно, вкладывали средства, силы, а теперь все пустили по ветру. «Все дело в экономике, – объяснил мне заместитель директора по эксплуатации муниципального предприятия горэлектротранспорта Константин Ноздреватых. – Приобретение одного трамвайного вагона обходится городской казне в 6 миллионов рублей, а один троллейбус стоит около 2 миллионов рублей. Кроме этого, ремонт 1 километра трамвайного пути составляет около 6 миллионов, а строительство троллейбусной линии (контактной сети) – 4,2 миллиона. Нетрудно подсчитать, что ремонт трамвайного пути обходится дороже, чем строительство новой троллейбусной линии и закупка новых троллейбусов. Мы просто заменили трамвайное движение на троллейбусное. А вообще, трамвай в Липецке будет жить – так и напишите. Совсем он не исчезнет, и нет никакой трагедии в том, что он ушел с центральных улиц…»

Из дальнейшей беседы с Константином Павловичем я узнала, что в эксплуатации троллейбус в 1,5 раза экономичнее в расходе электроэнергии, чем трамвай. Зато трамвай «живет» 16 лет, а троллейбус только 10 лет и вместимость у рельсового транспорта больше. Сообщил также заместитель по эксплуатации, что все работники, трудившиеся на упраздненных ныне трамваях, в настоящее время все трудоустроены.

А вот разговор с работниками трамвайного депо обрисовал ситуацию с «изгнанием» трамвая с иной стороны. Оказывается, многих водителей трамваев сократили – в основном тех, кто достиг пенсионного возраста. А зарплата копеечная. «Зато в этом году трамвайное депо заняло первое место среди городских транспортных предприятий, – с гордостью сообщили мои собеседники. – Сейчас трамвай ходит лучше и надежности больше, да и мы стараемся не выглядеть перед пассажирами неприлично».

А пассажиры и правда жалеют об исчезновении трамвая – это я выяснила из многочисленных опросов на улицах города. Один из респондентов был весьма и весьма откровенен: «Вы большое „спасибо“ передайте Гулевскому… Власти ссылаются на то, что трамвай автомобилям мешает. А нам, пенсионерам, теперь как быть? В городской транспорт зачастую не втиснешься, а на маршрутках ездить – денег таких нет. Никому мы – пенсионеры не нужны… Гулевский же заботу проявляет только о тех, кто имеет машины, чтобы они с шиком ездили и всех грязью поливали с ног до головы в дождливую погоду»…

Кстати, собеседник назвал свое имя и фамилию, но я их не упомянула на всякий случай. А то ведь у нас теперь не свои упущения ищут, а тех, кто про них сказал вслух. Может, отсюда – инертность наших горожан. А вот в Москве, когда с Ленинградского проспекта городские власти захотели убрать трамвай, – москвичи встали за него горой. В июне этого года прошел митинг в защиту трамвая, а раньше в столице создали комитет «Москвичи за трамвай»

Вот опять вернусь к «загранице», которая России во всем пример. В Германии, например, по государственной программе поддержки развития транспорта каждый город с населением свыше 100 тысяч жителей обязан иметь трамвай… Не может, а обязан. Тому причиной вместимость трамвая, выделенная полоса движения, удобство посадки, безопасность и, конечно же, экология! В итоге – трамвай возвращается в Европу и, увы, уходит из Липецка… Уходит, не дотянув три года до шестидесятилетнего юбилея… Что, ж – любим, помним, скорбим…

По материалам Газета «Липецкие известия»

«Липецкие известия» №45

  • Галина Колесниченко